Будко Татьяна Сергеевна

Программа развития ДОУ

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Паспорт. Информационная справка……………………………………….4

1.1. Структура и органы управления образовательной организацией …9

2. Проблемный анализ состояния ДОУ……………………………………..11

2.1. Анализ внешней среды ……………………………………………...11

2.2. Анализ внутренней среды детского сада …………………………..11

2.3. Материальная база …………………………………………………..11

2.4. Анализ состояния здоровья, физического развития воспитанников и медицинского сопровождения образовательного процесса ……………….13

2.5. Анализ воспитательно-образовательного пространства ………….14

2.6. Характеристика реализуемых образовательных программ ………14

2.7. Анализ состояния взаимодействия с семьями воспитанников……16

2.9.Анализ кадрового состава и условий труда работников………...…18

2.10. Анализ состояния управления ДОУ……………………………….20

2.11.Основные проблемы, выявленные в процессе анализа деятельности ДОУ…………………………………………………………………………..21

3. Концептуально-прогностическая часть…………………………………..23

3.1. Основные концептуальные идеи развития МБДОУ……………….23

3.2.Стратегия развития ДОУ……………………………………………..29

3.3. Цели и задачи Программы развития………………………………...29

3.4. Ожидаемые результаты………………………………………………30

3.5.Риски при реализации программы развития ДОУ………………….31

4. Мероприятия и условия их реализации………………………………….33

Принято: Утверждаю:

Педагогическим советом ДОУ Заведующий МБДОУ

Протокол № _______ «Детский сад № 5»

от «__»_______________ 2015 г. _________Д.М.Полтавченко

«____» ___________ 2015г.

Приказ №________

1. Паспорт программы

Наименование Программы:

Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5»  введена на 2015-2020 годы. Законодательная база для разработки Программы:

- Конституция Российской Федерации;

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

 -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.№ 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования";

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2013г.№271-ФЗ «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;

-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

 -Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5».

 Основная цель Программы:

планирование системы управления ДОУ, направленной на повышение качества реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС ДО, через создание системы интегрированного образования, внедрение в педагогический процесс инновационных программ и технологий в условиях взаимодействия семьи и детского сада.

 Проблемы:

1. Недостаточная готовность и вовлеченность родителей в образовательную деятельность.

2. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности, внедрение современных образовательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи Программы:

1. Создание системы управления качеством образования в ДОУ при переходе на ФГОС ДО.

2. Создание необходимых условий для саморазвития и формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

3. Планирование системы управления, направленной на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников.

4. Развитие стратегии и тактики построения предметно-пространственного развивающего образовательного пространства ДОУ, учитывающей принцип вариативности, доступности и безопасности среды, способствующей самореализации ребёнка в ведущих видах детской деятельности.

 5. Укрепление материально-технической базы МБДОУ «Детский сад № 5».

Финансовое обеспечение программы - рациональное использование бюджета.

Сроки и этапы реализации Программы:

· 1 этап – аналитический;

· 2 этап – прогностический;

· 3 этап – планирование и деятельность.

Ожидаемые конечные результаты:

1. Оснащение ДОУ современным игровым и дидактическим материалом.

2. Повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ.

3. Внедрение интегративных, информационно - коммуникативных технологий в образовательный процесс.

4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника.

5. Переход ДОУ в режим развития.

 

Порядок управления реализацией Программы развития:

Управление и корректировка программы осуществляется Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 5».

Разработчики программы - творческая группа ДОУ:

заведующий МБДОУ- Д.М.Полтавченко;

ст.воспитатель – Т.С.Будко;

воспитатель – Г.П.Ерохина

педагог-психолог – О.А.Филиппова.

Исполнители:

Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 5».

Срок реализации Программы :

в течение 5 лет.

Начало реализации Программы:

февраль 2015 года.

Окончание:

февраль 2020 года.

Информационная справка.

Тип, вид, статус.

Детский сад по своему статусу является дошкольным образовательным учреждением, по виду: детским садом общеразвивающего вида, по своей организационно-правовой форме относится к бюджетным учреждениям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в органах Федерального казначейства.

Имущество закреплено за ним на праве оперативного управления.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности.

Лицензия:  №4450 от05 марта 2015г.

Срок действия лицензии – бессрочно.

Место нахождения Детского сада:

Юридический и фактический адрес:

Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Чучева, 48-а

Заведующий ДОУ – Полтавченко Дина Михайловна.

Нормативная документация ДОУ:

Управление ДОУ строится на основе документов, регламентирующих его деятельность:

1.Свидетельство о государственной регистрации права на пользование земельным участком от 19.02.2015г. Серия № 61-61/042-61/042/004/2015-644/1;

2.Свидетельство о государственной регистрации права на оперативное управление на нежилое здание от 05.02.2015г. Серия № 61-61/042/010/2015-480/1;

3.Лицензия на образовательную деятельность от 05 марта 2015г. Серия 61Л01, Рег.№ 0002042;

 4.Устав МБДОУ  утвержден;

 -Программа развития ДОУ;

-Основная образовательная программа ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;

-Договор с родителями;

-Должностные инструкции работников;

-Правила внутреннего трудового распорядка;

-Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников;

-Инструкция по охране труда;

-Коллективный договор;

-Положения;

-Локальные акты.

Краткие сведения об ДОУ:

год ввода в эксплуатацию – 2015г.

Режим работы.

Детский сад работает по пятидневной рабочей неделе с 12-часовым пребыванием ребёнка.

Режим работы групп в детском саду с 7.00. до 19.00 с понедельника по пятницу включительно, за исключением выходных (суббота, воскресенье) и нерабочих праздничных дней в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Посещение детьми детского сада допускается по индивидуальному графику на основании письменного заявления родителей (законных представителей) с учётом рекомендаций врача.

Структура и количество групп, количество мест и воспитанников, наполняемость групп.

таблица 1

№ группы

Возраст детей (лет)

Направленность

Количество

детей

1

3-4

общеразвивающая

27

2

3-4

общеразвивающая

24

3

4-5

общеразвивающая

25

4

5-6

общеразвивающая

23

 

Количество мест – 120 чел.

Фактически  посещают детский сад – 80 чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Структура и органы управления образовательной организацией

 

 

1 ступень

 

  2 ступень

 

  3 ступень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непосредственное управление ДОУ осуществляет Управление образования г. Таганрога.

Управление МБДОУ осуществляет заведующий, который решает стратегические вопросы деятельности детского сада, определяет перспективы и пути развития совместно с органами самоуправления.

В состав органов самоуправления МБДОУ входят:

· Совет трудового коллектива

· Профсоюзный комитет

· Совет педагогов

· Психолого-медико-педагогический консилиум

· Совет родителей

Связующим звеном между жизнедеятельностью детского сада и системой образования является методическая служба ДОУ, которая состоит из коллектива единомышленников, активных педагогов, готовых к самообразованию и саморазвитию, решающая задачи поиска и обобщения педагогического опыта, повышения профессионального мастерства, развития творческого потенциала, организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

Активные представители родительского сообщества в составе совета родителей принимают участие в жизни детского сада, предлагая идеи, пути развития ДОУ, являясь связующим звеном между представителями каждой семьи, педагогами, руководителем, социумом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДОУ

2.1. Анализ внешней среды.

Характеристика расположения детского сада.

Детский сад расположен в г. Таганроге по адресу: ул.Чучева, д.48а.

Здание детского сада расположено внутри жилого массива.

На территории микрорайона размещаются следующие образовательные учреждения:

· МБДОУ д/с № 101

· МБДОУ д/с № 2

2.2. Анализ внутренней среды детского сада

2.3. Материально-техническая база

Дошкольная образовательная организация финансируется за счёт средств муниципального бюджета.

В здании МБДОУ расположены следующие помещения:

- кабинет заведующего;

- методический кабинет и библиотека, в них представлены необходимые библиотечно-информационные, учебно-методические, наглядные, дидактические, игровые, информационно-коммуникативные материалы. Для успешной реализации образовательного процесса кабинет оснащён компьютером с выходом в Интернет, техникой МФУ;

- медицинский кабинет;

- процедурный кабинет;

- изолятор;

- музыкальный зал оснащен музыкальным центром, современными музыкальными инструментами и атрибутами для деятельности детей.

- физкультурный зал, оборудованные необходимым спортивным инвентарем; - групповые помещения оборудованы новой современной полифункциональной, трансформируемой мебелью. Предметно пространственная развивающая среда отвечает принципам вариативности, доступности и безопасности,

- пищеблок оснащён необходимым современным технологическим и холодильным оборудованием и инвентарём;

- прачечное помещение отвечает всем требованиям и стандартам;

- прогулочные участки с верандами оборудованы малыми архитектурными формами и покрыто резиновым покрытием;

-спортивная площадка на улице оснащена спортивным оборудованием для игры детей в баскетбол.

В достаточном количестве представлено игровое и учебное оборудование. Методический кабинет пополняется методической и детской художественной литературой. Преодоление экономических трудностей при организации среды осуществляется усилиями творческого педагогического коллектива ДОУ– это изготовление дидактических и развивающих игр и пособий, использование детских работ для оформления групп.

Безопасность детей и сотрудников МБДОУ обеспечивает ООО «Континент».  Исполнитель оказывает услуги по охране объекта с помощью реагирования средств - тревожной сигнализации. Оплата охранных услуг осуществляется за счёт бюджетных средств. Учреждение оснащено пожарной сигнализацией.

Проблема: для укрепления материально-технической базы, и соблюдения принципа насыщенности развивающей предметно- пространственной среды педагогическому коллективу МБДОУ требуются наличие интерактивной доски, проектора, ноутбука, пособий для психоэмоциональной разгрузки детей.

 

 

 

 

2.4. Анализ состояния здоровья, физического развития воспитанников и медицинского сопровождения образовательного процесса.

В детском саду особое внимание уделяется сохранению физического и психического здоровья детей. Медицинский персонал наряду с администрацией Детского сада несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно- гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

Система оздоровительной работы включает в себя 5 блоков:

1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности детей в детском саду.

2. Реализация системы оздоровительно-профилактической работы.

3. Организация сбалансированного питания.

4. Реализация системы физкультурно-оздоровительной работы.

5. Пропаганда основ здорового образа жизни для всех участников образовательного процесса.

В детском саду разработан и реализуется комплекс оздоровительных мероприятий, позволяющих решать проблемы здоровья детей с учетом их возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей личности ребенка.

В составе комплекса мероприятий:

· оценка состояния здоровья детей при постоянном и ежедневном контроле;

· совместные обходы групп руководителями всех служб дошкольного образовательного учреждения;

· обеспечение сбалансированного питания.

Учитывая принцип здоровьесбережения образовательного процесса в условиях нашего детского сада, в течение дня предусматривается оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, физкультминутки, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, закаливающие процедуры.

При организации образовательного процесса в детском саду соблюдается режим дня воспитанников, 2 раза в день проводятся прогулки, игры различной степени подвижности на свежем воздухе, выполняются требования к учебной нагрузке и организации двигательной активности с учетом группы здоровья ребенка.

Организация питания в детском саду осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. Детский сад обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в дошкольном образовательном учреждении по нормам, установленным действующим законодательством. В детском саду установлено 4-разовое питание детей. Детский сад работает по 10-ти дневному цикличному меню. Меню разрабатывается 4 раза в год, с учетом сезонного наличия и качества овощей и фруктов.

Уровень медицинского сопровождения образовательного процесса на данном этапе можно оценить как достаточный.

 

 

2.5. Анализ воспитательно-образовательного пространства

2.6. Характеристика реализуемых образовательных программ

В структуру образовательной программы ДОУ входят несколько программ. Перечень программ отражен в таблице 6.

 таблица 2

Направления

деятельности

Программно- методическое обеспечение

Ожидаемые

результаты

Психолого- педагогическая работа с детьми дошкольного возраста (от 0 до 7 лет)

Практический психолог в детском саду А.Н.Веракса, М.Ф.Гуторова.

МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г

Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно- эстетическому.

Формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетентности ребенка. (3-7 лет)

Р.С.Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников. МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012г.

Воспитание нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности

Формирование основы безопасности детей дошкольного возраста

К.Ю.Белая Формирование основ безопасности у дошкольников.

МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г

Воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

 

Учебный план МБДОУ «Детский сад № 5» соответствует основным целям дошкольного образовательного учреждения, отражает его специфику, учитывает разные уровни развития детей, ориентирован на воспитание и обучение детей, развитие умственных и творческих способностей. Педагогический коллектив осуществляет образовательный процесс с детьми дошкольного возраста (дети с 3 до 7лет) в соответствии с образовательной программой ДОУ.

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. В середине учебного года определены каникулы, их продолжительность предусмотрена годовым календарным учебным графиком и заверяется приказом заведующего.

Образовательный процесс в ДОУ выстроен с учетом:

 - климатических условий региона: пребывание детей на свежем воздухе варьируется в зависимости от температурного режима: в зимне-осенний период сокращается общее количество часов дневной прогулки;

третье физкультурное занятие на прогулке проводится на улице;

- демографических условий: в группах детского сада возможно неравномерное распределение детей разного пола (например, количество мальчиков и преобладает над количеством девочек), что учитывается при планировании воспитательно-образовательного процесса.

- гендерного подхода: с учетом гендерных особенностей детей осуществляется дифференцированный подход к организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ;

- соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, определено как 60% и 40%.

 

2.7. Анализ состояния взаимодействия с семьями воспитанников

При поступлении ребенка в детский сад родители заполняют социальный паспорт семьи, в который по мере необходимости вносятся изменения, произошедшие в семье в период посещения ребенком учреждения. Данные ежегодно обобщаются.

таблица 3

Характеристика состава семей

Состав семьи

Число семей

Полная

76

Неполная

4

Малообеспеченная

15

С одним ребенком

49

Многодетные

3

 

таблица 4

Характеристика социального статуса родителей

Социальный статус

Число родителей

Рабочие

25

Служащие

30

Индивидуальные предприниматели

8

Руководящие работники

8

Домохозяйки (отпуск по уходу за ребенком)

28

Безработные

17

Иные профессии (военнослужащие, студенты и др.)

18

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей детей, посещающих образовательное учреждение, направлено на организацию единого образовательного пространства развития ребенка и основывается на вовлечение семей в образовательный процесс ДОУ. В детском саду сложилась система сотрудничества с родителями детей. В основе этой системы – изучение контингента родителей, педагогическое просвещение, информирование родителей, включение родителей в образовательный процесс, привлечение родителей к участию в реализации образовательной программы детского сада.

Изучение запросов родителей показало, что большая половина опрошенных положительно отзываются о дошкольном учреждении, отмечают:

· Хорошее качество ухода, оздоровления, воспитания и обучения за детьми;

· Квалифицированную помощь специалистов.

Педагоги дошкольного учреждения уделяют большое внимание работе с семьями воспитанников, вовлекая родителей в единое образовательное пространство. Используются разнообразные формы работы с родителями:

- привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

- дни открытых дверей для родителей;

- общие групповые родительские собрания;

- наглядные формы работы с родителями: папки передвижки, стендовые материалы, фотовыставки и т.д.;

- консультации (устные, письменные);

- творческие отчёты воспитателей для родителей;

- «Устные журналы» (советы логопеда, врача, психолога);

- «Творческая мастерская» (совместное изготовление пособий, игр, игрушек, стенгазет и т.д.).

Проблема: не все родители проявляют активность в жизнедеятельности ДОУ. Многие родители, ссылаясь на занятость или отсутствием времени стараются не посещать мероприятия в ДОУ.

2.8. Анализ кадрового состава и условий труда работников

Сотрудники дошкольного образовательного учреждения – это профессиональное объединение педагогов, специалистов в области воспитания и обучения, психологии детей дошкольного возраста. Профессиональная компетентность педагогов частично отвечает требованиям к осуществляемой ими образовательной деятельности (образование, квалификация, владение современными образовательными технологиями и т.д.) и позволяет достигать определенных результатов.

 таблица 5

Качественный и количественный состав персонала

2014-2015 учебный год.

Должность

Количество

Старший воспитатель

1

Педагог-психолог

1

Музыкальный руководитель

1

Инструктор по ФК

1

Воспитатель

8

Всего

12

 

Состояние комплектования кадрами

Возрастной состав, уровень образования и профессиональной компетентности работников детского сада отражены в таблицах 6-7.

 таблица 6

Возрастной состав педагогического коллектива детского сада

Возраст, лет

Число работников

Абс.

%

До 25

1

 

25–29

1

 

30–39

7

 

40-49

1

 

50–59

1

 

Более 60

 

 

 

 

 

 

 

таблица 14

Уровень образования и профессионализма педагогов детского сада

Учебный год

Кол-во педагогов

Образовательный ценз

Профессиональный уровень

 

 

2014-2015 уч.год

 

 

11

Высшее образование -9 чел.

Незаконченное высшее- 0 чел.

Среднее специальное- 2 чел.

Высшая категория-0 чел.

I категория – 2 чел.

Без категории – 9 чел.

 

таблица 15

Педагогический стаж работников на конец учебного года

2014-2015гг.

Педагогический стаж

До 5 лет

5-10 лет

10-15 лет

15-20 лет

20 и более

7

1

2

1

-

Всего

педагогов

11 чел.

 

Весь педагогический коллектив (100%) активно участвуют в методических мероприятиях федерального, регионального и муниципального уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.9. Анализ состояния управления детского сада.

Система планирования работы детского сада представлена годовым планом. Годовой план, как тактический документ, обеспечивает эффективную деятельность учреждения в течение учебного года, способствует решению задач, актуальных для детского сада в данный период. В документе отражаются основные направления деятельности, формы организации работы, участники, ответственные исполнители и сроки исполнения. Созданная в детском саду система планирования деятельности обеспечивает последовательность и систематичность реализации целей и задач.

В учреждении создана линейно-функциональная организационная структура управления. Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного учреждения и законодательством РФ. Заведующий и сотрудники выполняют свои функции в соответствии с должностными инструкциями. Создана база нормативно - правовой документации, регулирующая деятельность участников образовательного процесса.

В ДОУ соблюдаются правила по охране труда, обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. В учреждении существует отлаженная система контроля образовательного процесса и педагогической деятельности.

Используются такие виды контроля как предупредительный, оперативный, тематический и итоговый. Все виды контроля в детском саду взаимосвязаны. Проверки осуществляются на основании годового и календарного планов работы. Контроль позволяет периодически получать информацию о положении дел в детском саду, своевременно выявлять отклонения от ожидаемых результатов и вносить коррективы, тем самым, обеспечивая оптимальный вариант гибкого планирования. По результатам контроля заполняются карты, оцениваются результаты деятельности педагогов, вырабатываются рекомендации, составляются отчеты по результатам диагностики, проводится сравнительный анализ.

Вывод: уровень состояния управления детским садом на данном этапе развития можно оценить как достаточный.

 

 

2.10. Основные проблемы, выявленные в процессе анализа

деятельности ДОУ.

1. Исполнение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» требует корректировки образовательной программы, образовательного процесса, соответствующих изменений нормативно-правовой, информационно-методической базы, обеспечения подготовки педагогических кадров.

2. Недостаточная готовность и вовлеченность родителей в образовательную деятельность.

3. Интенсификация педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий: ИКТ и другие современные образовательные технологии используются не всеми педагогами.

4. Необходимость профессионального и творческого роста молодых специалистов.

Проблему, стоящую перед МБДОУ, можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и воспитания, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения.

Необходимые условия для решения основных проблем:

 1. Создание условий для реализации ФГОС ДО, поэтапное введение в деятельность ОУ.

2. Внедрение современных образовательных технологий в работу всего педагогического коллектива.

3. Необходимость привлечения средства на развитие образовательного учреждения.

4. Необходимость вовлечения родителей в образовательную деятельность. Все выявленные проблемы будут решаться усилиями педагогического коллектива по предложенной Программе развития ДОУ на 2015-2020 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Основные концептуальные идеи развития МБДОУ «Детский сад № 5».

В современном обществе дошкольное учреждение должно стать гарантом обеспечения развития воспитанников через реализацию личностно- ориентированного подхода. Необходимо укреплять связь с семьей, удовлетворять современный социальный заказ родителей, а также обеспечивать укрепление здоровья дошкольников.

В связи с этим, планирование образовательного пространства МБДОУ будет осуществляться с учетом следующих принципов:

1.Принцип комплектности. Решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи необходимо планировать с учетом взаимодействия всех факторов состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность; нагрузки на ребенка: умственной, физической, эмоциональной; положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

2.Принципы динамичности заключаются в постановке данных целей по обучению, развитию ребенка, которые бы постоянно углублялись и расширялись, а не дублировались.

3. Единство и взаимообусловленность принципов интеграции и дифференциации к содержанию образования и результатам. Исходя из специфики ДОУ, приоритетов, в основу организации его жизнедеятельности заложены в первую очередь принципы природо- и культуросообразности. 4. Принцип природосообразности, предполагает, что развитие ребенка должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека как ее неотрывной части. Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы образования, стиль взаимодействия педагогов и воспитанников учитывали необходимость определенной половой и возрастной дифференциации, состояние здоровья ребенка и его физический потенциал. Принцип природосообразности предполагает в условиях ДОУ культивирование определенных этических установок по отношению к природе, природоохранным знаниям, мышлению и поведению.

5. Принцип культуросообразности заключается в том, что развитие должно открывать ребенку дверь в культуру через постижение ценностей общества; к культуре бытовой, физической, материальной, интеллектуальной и нравственной.

6. Принцип гуманизма, эмоциогенности среды, который означает, что система воспитания и образования должна быть ориентирована на общечеловеческие ценности и способствовать максимальному развитию и самореализации личности ребёнка, психологизации педагогического процесса.

7. Принцип личностной ориентации включает в себя следующее:

- каждый ребенок найдёт свое место в детском саду, не зависимо от его индивидуальных особенностей и способностей;

- каждый ребенок может полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы;

- данный принцип требует обеспечения в детском саду психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятия по возможности всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса; создание атмосферы педагогического оптимизма; ориентацию на успех и мотивацию успешности.

8.Принцип деятельностной ориентации, который включает в себя: взаимодействие педагогов с ребенком, основывающееся на признании его предшествующего развития, учете его субъективного опыта, а также ориентацию на развитие интеллектуально-творческих способностей ребенка во всех видах деятельности.

9.Принцип научности включает в себя эффективность работы по умственному и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Значительно повышается при создании комплекса следующих психолого- педагогических условий: целенаправленного систематического, последовательного применения дидактических наглядных средств, приемов познавательной деятельности и методов активизации детей в индивидуальной и совместной работе.

В педагогической работе по полноценному развитию личности ребенка встречаются определенные трудности:

- трудности в организации совместной познавательной деятельности;

- возраст педагогов;

- отсутствие новых дидактических средств для развивающей познавательной деятельности;

- высокие нагрузки и трудозатраты в педагогической деятельности и т.д. Определенные предпосылки для решения данной проблемы созданы исследованиями отечественных и зарубежных учёных в области:

- различных аспектов усвоения и обработки знаний, управления учебно-познавательной деятельностью, ориентировочных основ действий, программированного и проблемного обучения (Л.С. Выготский, П.Я.29 Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, П.М. Эрдниев,А.В.Запорожец);

- формирования творческой личности и развития ее способностей на основе личностно - ориентированного подхода (Ш.А. Амонашвилли, Б.Г. Ананьев, Н.Д. Никандров, А.В. Петровский, Т.И. Шамова и др.);

- применение технологических подходов к развитию образования, а также инструментально-дидактического обеспечения деятельности педагога (В.И. Андреев, В.В. Белич, В.П. Беспалько, М.В. Кларин).

 Основываясь на этих принципах, можно проектировать ценностные ориентиры, которые будут положены в основу модели нового выпускника ДОУ. Такими структурными категориями должны стать:

 - здоровье - физическое и психическое - как основа жизни и развития, освоения других культурных и нравственных ценностей, основа счастливой жизни. Сохранение здоровья подрастающего поколения важно, как и фактор предотвращения вырождения нации. Человек должен уметь поддерживать экологию своего организма;

- культура - это то материальное, духовное наследие цивилизации (и в первую очередь - знания), которое делает биологический индивид личностью, человеком. На основе усвоения национальных и общечелове- ческих культурных ценностей формируется базис личностной культуры, а впоследствии подлинная интеллигентность;

-труд - умственный и физический - как основа всей цивилизации и источник всех ценностей на земле. Воспитанник должен уметь трудиться, иметь привычку к труду, видеть в труде главную возможность самовыражения личности и мерило ее ценности;

-семья - предполагает приоритетность семейного воспитания и социальную защищенность детей.

С принятием нового Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, коллектив переходит на работу по Федеральным государственным образов

31 июля 2015 в 15:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.